. Кабинет естественно-математических дисциплин Ка
Мой сайт
Понедельник, 21.07.2025, 06:50
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июнь » 15 » Кабинет естественно-математических дисциплин Ка
03:07
 

Кабинет естественно-математических дисциплин Ка


Кабинет естественно-математических дисциплин




Кабинет географии


(сборник методических материалов в помощь учителям по организации работы кабинета географии в школе)


Ачинск 2008





^ В брошюре представлены методические материалы по организации работы кабинета географии.





Овладеть культурой географического мышления и поведения можно лишь на базе усвоения основ географической науки, излагаемых в логической последовательности и преемственности взглядов, теорий, понятий с помощью современных средств обучения. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную их систематизацию, что находит отражение в организации кабинета географии.

Материалы данного сборника предназначены учителям географии общеобразовательных учреждений, методистам рай (гор) методических кабинетов, администрации учреждений образования, студентам географических специальностей.

Содержание:

1 . 1. Оборудование кабинета географии как средство решения новых задач географического образования…………………………………………………5


2. 2. Памятка по оформлению кабинета географии…………………………..9


3. Требования к кабинету географии как базы для успешного выполнения образовательной программы…………………………………………………..9


3.1. Общие требования…………………………………………………..9


3.2.Требования к учебно-методическому обеспечению………………10

кабинета.


3.3. Оценка деятельности кабинета за учебный год………………….10

3.4. Требования к кабинету географии…………………………………11


4.Предмет и задачи методики преподавания географии. ………………….12


5. 5.Связь методики преподавания географии с другими дисциплинами……12


6. 6.Методические обоснования содержания географического образования…13


7. 7.Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии.14


8. 8. История развития школьной географии и методики преподавания географии………………………………………………………………………16


9. 9.Содержание, структура и цели географического образования в школе. 19


1 10.Основные компоненты содержания географического образования…..21


11.Урок географии……………………………………………………………23


12.Основные типы уроков……………………………………………………..25


13.Урок географии и его части…………………………………………………27


14.Методы обучения географии………………………………………………28

15.Уровни познавательной деятельности и формы организации урока географии ……………………………………………………………………………..30


16.Средства обучения географии и особенности их использования в учебном процессе……………………………………………………………………32

17. Классификация средств обучения …………………………………..33

18.Работа с картой…………………………………………………………35

19.Учебник как комплексное средство обучения географии ………….38

20.Методика работы со статистическими материалами ………………..41


21.Технические средства обучения……………………………………….43

22.Возможности использования компьютерных технологий…………..44

23.Средства обучения, воспроизводящие географические объекты и явления и их использование ……………………………………………………….46

24.Географические картины и их использование……………………….48



25.Географические наблюдения и экскурсии……………………………49

26. Методика обучения курса география ……………………………….52

1 Методика обучения начальному курсу физической географии..52

2.Методика изучения географии материков и океанов…………...54

3.Методика изучения физической географии России…………….56

4.Методика изучения общего обзора России……………………...57

5.Методика изучения экономической и социальной географии России.59

6.Методика изучения своей местности ……………………………60

7.Методика изучения экономической и социальной географии мира..63





  1. ^ Оборудование кабинета географии как средство решения новых задач географического образования


Содержание школьного географического образования находится в постоянном изменении. Наступивший XXI век, век информационных технологий, требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебников географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию, понимающей основные законы и закономерности взаимодействия природы и общества на различных территориях и причины пространственной неоднородности территориальных систем.

Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность самим освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ. Эти возможности реализуются только в условиях кабинетной системы.

Кабинет – это сложная система, включающая мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную систематизацию их в кабинете, такую, чтобы любой вид пособия можно было бы легко использовать. Современный кабинет географии должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету «география».

Реализация деятельностного подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием.

Средства обучения можно классифицировать по способам изображения и отображения географических объектов и явлений. Предмет изучения школьной географии – реальные объекты и явления. На основе принципа классификации выделяют 3 их группы:

^ Объекты натуральные:

  • Природные объекты (материалы экскурсий на природные или хозяйственные объекты, гербарии растений, коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых);

  • природные и хозяйственные объекты – характеристика ПТК в районе школы;

Изображение натуральных географических объектов и явлений: ведение календарей погоды, описание погоды в городах, описание смерчей и других явлений;

Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки):


  • вербальные – учебники, справочники, текстовые таблицы;

  • картографические пособия – настенные, настольные контурные карты, картосхемы.

Они служат для непосредственного восприятия объектов, предметов, явлений.

Особую группу составляет оборудование для воспроизведения и анализа географических явлений и объектов природы.

Модели:

  • демонстрационные (глобусы);

  • магнитные (комплекты «Мировой круговорот воды», «Типы воздушных масс» и др.);

  • макеты, имитирующие явления и процессы природы (модель вулкана, речной долины, форм и типов рельефа).

Они способствуют формированию конкретных представлений и понятий о природных объектах и явлениях, их пространственно-территориальном размещении.

Приборы:

метеорологические (термометр, барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер), теллурий, компас, нивелир, дальномер.

Инструменты: рулетка, школьный угломер, визирная линейка.

Приспособления: доска для магнитных пособий, набор условных магнитных знаков, планшет.

Они способствуют формированию знаний о происходящих процессах и явлениях. Учащиеся должны уметь пользоваться приборами, инструментами.

^ Пособия печатные: карты, атласы, раздаточные материалы (по топографии), таблицы, картины.

Они служат для раскрытия сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их размещения.

^ Аудиовизуальные средства: диапозитивы (слайды-альбомы), видеофрагменты, учебно-программные средства (компакт-диски).

Они позволяют получить самую современную информацию о любом уголке земного шара.

Портреты: путешественников и исследователей.

В кабинете географии могут быть и самодельные таблицы, схемы, гербарии, модели; приборы для определения географической широты места, измерения относительной высоты объектов на местности, для наблюдений за погодой.

Однако географический комплекс в школе состоит не только из кабинета географии, но из географической площадки или метеорологического поста (учебно-наблюдательного пункта). Школьная площадка – это лаборатория географа под открытым небом, где обучение учащихся ведется путем вовлечения их в наблюдение за изменениями в окружающей среде.

Рекомендации по устройству и оборудованию площадки и организации работы на ней даны в следующей литературе:

1. Сухорукова А.В. Работа на географической площадке. М., «Просвещение», 1970.

2. Максимов Н.А. География в 5 классе. Пособие для учителя. М., «просвещение», 1970 г.

В связи с отсутствием в большинстве школьных учебных учреждений географических площадок рекомендуется оборудовать метеопост (учебный наблюдательный пункт) для организации наблюдений за погодой, оснащенный термометром, барометром-анероидом, гигрометром, флюгером и осадкомером. Термометр и осадкомер устанавливаются за окном кабинета (желательно, чтобы термометр находился на северной стороне на высоте 20 м от земли). Барометр и гигрометр помещается между рамами окна или в метеобудке, которая устанавливается за окном.

Флюгер служит для определения направления ветра. Острый конец свободно вращающейся стрелки всегда направлен против ветра. Флюгер можно установить на шесте высотой до 10 м в школьном дворе, на крыше противоположного от школы здания так, чтобы флюгер был хорошо виден из окна кабинета географии (коридора), на крыше школьного здания.

Рекомендации по созданию метеопоста даны в журнале «География в школе», 1984, № 4.

Каждый вид оборудования хранится в определенном месте, системно, исходя из возможностей школьного кабинета, то есть так, чтобы его можно было легко использовать и учителю, и ученикам:

- таблицы и картины – в ящиках (под доской, в лаборантской), а также подвешиваются к смонтированным в кабинете (лаборантской) кронштейнам;

- настенные карты – нумеруются и складываются на полках шкафов в соответствии с содержанием, о чем может свидетельствовать их перечень на отдельном листочке; также они могут сворачиваться в рулоны и подвешиваться с помощью крючков на горизонтально расположенной штанге.

Экспозиция кабинета (ее тематика и содержание) может различаться в учебных учреждениях, однако ее направленность на современный учебно-воспитательный процесс остается неизменной. В кабинете рекомендуется иметь:

- нормативно-инструктивную документацию по организации УВП по географии (концепция, стандарты, программы, инструктивно-методическое письмо УО и науки к новому учебному году и др.);

- учебники, учебные и методические пособия, справочную, научно-популярную и художественную литературу;

- дидактический и раздаточный материал для организации самостоятельной и практической познавательной деятельности учащихся;

- тематические (поурочные) материалы по курсам географии;

- комплекс материалов для диагностики качества обучения предмету, в т.ч. критерии оценки за выполнение практических работ, заданий на контурных картах, за ведение тетрадей;

- требования к ведению тетрадей, выполнению практических работ, в т.ч. на контурной карте, написанию и представлению (защите) рефератов, докладов, сообщений и других творческих работ; лучшие их образцы; требования к составлению учебных портфолио учащихся;

- материалы для проведения олимпиад;

- материалы по внеклассной работе (сценарии праздников, вечеров, КВН, игр, викторин, программы кружков, клубов, недель географии и др.);

- планы краеведческой исследовательской работы, туристских походов.


В кабинете необходимо иметь документацию:

1. Паспорт кабинета (указывается площадь кабинета; оборудование мебелью; возможности затемнения; экран (если имеется); подставки и приспособления для установки и демонстрации технических средств обучения; ящики и кронштейны для таблиц, картин, карт; другое).

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. План работы кабинета на учебный год, перспективу.

4. График работы кабинета.

5. Инструкция по правилам техники безопасности.

Вышеперечисленные материалы и пособия размещаются в секционных шкафах и на тематических сменяемых стендах, среди которых могут быть:

- уголок учащегося (размещаются конкретные инструкции, рекомендации, например, под рубриками «Учись учиться», «Сегодня на уроке»);

- уголок «Экологическое образование» или «Экологические проблемы»; «Экология и рациональное природопользование»; «Аспекты устойчивого развития мира: повестка ХХI века» и т.д.;

- географическая газета;

- краеведческий уголок.

В краеведческом уголке могут быть материалы следующего содержания:

  • карты (физическая, экономическая) своей области;

  • картосхема своего района с выделенными физическими, социально-экономическими объектами, процессами;

  • научная, справочная, художественная литература, статьи, заметки, сообщения из СМИ краеведческого характера;

  • фотоматериалы, иллюстрации памятников природы и историко-архитектурных памятников;

  • материалы экскурсий по изучению предприятий и природных комплексов;

  • иллюстрационный материал: образцы горных пород, почв, гербарии местных растений;

  • творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сообщения, другие работы исследовательского краеведческого характера; фотографии, рисунки, викторины и др.);

  • календарь погоды.

На стенах кабинета могут постоянно находиться наиболее используемые в учебном процессе настенные карты: физическая полушарий, физическая (или экономическая) России, политическая мира.

Кабинет географии должен быть подготовлен для использования в учебно-воспитательном процессе кинофрагментов, видеофильмов, слайдов, диапозитивов, транспарантов, компакт-дисков. Для демонстрации экранных пособий обеспечивается как полное, так и частичное затемнение кабинета.

В кабинете создаются условия для комплексного применения средств обучения, поиск которых облегчается наличием специальной картотеки.


Критерии оценки работы кабинета географии:

I. Документация кабинета.

  • Паспорт.

  • План работы кабинета на учебный год (и перспективу).

  • График работы.

  • Учет имеющегося оборудования (инвентарная ведомость).

  • Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенического режима и правил техники безопасности.

II. Оформление кабинета.

  • Эстетика.

  • Информационная наглядность.

  • Сменяемость материалов экспозиций; актуальность.

  • Систематизация учебно-наглядного оборудования.

III. Обеспечение учебно-воспитательного процесса.

  • Наличие материально-технической базы (в соответствии с вышеуказанным перечнем).

  • Использование имеющихся средств обучения в учебно-воспитательном процессе.

  • Наличие дидактических и раздаточных материалов.

  • Материалы из опыта работы учителя географии по использованию эффективных методик преподавания и современных образовательных технологий.

  • Материалы по самообразованию.

IV. Особенности кабинета (в сравнении с другими кабинетами; его изменения за определенный период).


География - сложная система наук(более 80) о природе, обществе и взаимоотношениях природы и общества

  1. Памятка по оформлению кабинета географии



Кабинет – это сложная система, включающая мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную систематизацию их в кабинете, такую, чтобы любой вид пособия можно было бы легко использовать. Современный кабинет географии должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету «география».
Реализация деятельностного подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием:
Объекты натуральные: гербарии растений, коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых, наборы раздаточных образцов (например, полученные во время экскурсий на природные или хозяйственные объекты).
Они служат для непосредственного восприятия объектов, предметов, явлений.


3.Требования к кабинету географии как базы для успешного выполнения образовательной программы.


3.1. Общие требования.

1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

  • Приказ об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета; хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно-правовая документация).

  • Приказ о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно-правовая документация).

  • Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

  • Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится у зав. кабинетом в папке «Паспорт кабинета»).

  • Правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления).

  • Правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления).

  • Акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию (хранится у зав. кабинетом в папке «Паспорт кабинета»).

  • Протокол решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год (хранится у зав. кабинетом в папке «Паспорт кабинета»).

  • План работы кабинета на учебный год и перспективу (хранится у зав. кабинетом в папке «Паспорт кабинета»).

1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.


^ 3.2.Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.


1.4. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.

1.5. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.

1.6. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).


^ Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.


1.7. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

1.8. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.

1.9. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и др. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

1.10. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.


2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы школы как развивающей, так и развивающейся.


  • Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

  • Разработка и внедрение образовательной программы школы (по профилю учебного кабинета).

  • Внедрение методики развивающего обучения.

  • Развитие программы школы по выбору.

  • Дифференциация обучения.

  • Гуманизация обучения.


^ 3.3. Оценка деятельности кабинета за учебный год.


  • Самооценка учителей. Оценка учащимися.

  • Оценка методического объединения, методического совета.

  • Выводы по дальнейшей работе кабинета.

  • Аттестация учебного кабинета (подготовка к следующему учебному году).

^ 3.4. Требования к кабинету географии.


Кабинет географии должен удовлетворять следующим требованиям:

4.1. Кабинет географии должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

4.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:

  • Моделями

  • Приборами

  • Коллекциями

  • Гербариями

  • Макетами

  • Картами

  • Картинами

  • Таблицами

  • Экранно-звуковыми пособиями: диафильмами, диапозитивами, транспарантами для графопроектора, кинофрагментами.

4.3. В кабинете географии должны быть экспозиционные материалы:

  • Отражающие события внутренней и внешней жизни.

  • Организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

  • Уголок по изучению своего края.

4.4. В кабинете должна иметься литература:

    • Справочная.

    • Научно-популярная.

    • Учебники.

    • Научно-методические пособия.

    • Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.

    • Подборки олимпиадных заданий и т.д.

4.5. В кабинете географии средства обучения должны быть систематизированы:

  • По видам (карты, схемы, таблицы и т.п.)

  • По классам (6-10 классы)

4.6. В кабинете должны находиться раздаточные материалы6

  • Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.

  • Для проверки знаний, умений (карточки-задания).

  • Для подготовки опережающих заданий.

  • Атласы.

  • Коллекции минералов и горных пород.

  • Гербарии и т.п.

4.7. Кабинет географии должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.





^ 4.Предмет и задачи методики преподавания географии.


Методика преподавания географии – одна из педагогических наук, частная дидактика, исследующая особенности процесса обучения географии в общеобразовательной школе. Наиболее тесные связи имеет с дидактикой, которая рассматривает общие закономерности образования и воспитания.

Предмет изучения – процесс обучения основам географии с элементами других наук.

К изучаемым проблемам относятся:

  • содержание школьной географии,

  • обучающая деятельность учителя,

  • процесс учения ученика,

  • образовательно-воспитательные задачи географии в школе,

  • воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.

Методика обучения географии

- Проводит отбор знаний о естественнонаучных основах рационального природопользования и охраны окружающей среды,

- Разрабатывает приёмы формирования этих знаний,

- Определяет систему картографических знаний и умений,

- Создаёт систему картографических пособий и разрабатывает приёмы их использования в процессе обучения географии.

^ Методика обучения географии отвечает на вопросы:

Для чего учить? (ЦЕЛИ).

Чему учить? (СОДЕРЖАНИЕ).

Как учить? (МЕТОДЫ).

С помощью чего учить? (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ).

Подход к решению этих проблем определяется современной образовательной целью - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности.


^ 5.Связь методики преподавания географии с другими дисциплинами.


Методика преподавания географии связана с множеством других дисциплин. Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет – это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию.

Внутрипредметные связи обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают преемственность в формировании ЗУН Они заключены в системе знаний геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др.

Межпредметные связи предполагают согласованное изучение разных учебных предметов. Они отражают процесс интеграции различных дисциплин, а также основываются на системе методов.

Среди методов обучения особую роль играет картографический (в виде системы приёмов работы с картой), карта – один из главных источников информации, что отражает связь методики преподавания географии и картографии.

Широко используется работа со статистическими материалами, что соответствует статистическому методу исследований.

Полевые методы работы представлены в школе экскурсиями, наблюдениями и др.

Наиболее тесными связями методика преподавания географии обладает с дидактикой. Она опирается на дидактику как на общую научную основу методики всех учебных предметов. В соответствии с дидактическими законами и принципами строится система методов обучения, форм обучения. В свою очередь, методика географии обогащает дидактику выявляя пути и особенности успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии.

Безусловно, важна и закономерна связь методики преподавания географии с психологией. Она опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разных возрастов. Знание психологических особенностей и закономерностей способствует выбору наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания. Данные используются при разработке мотивов учения, развития познавательного интереса, опыта творческой деятельности. (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина (о поэтапном формировании умственных действий), Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский (о стимулировании умственного развития), В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин (о роли обобщений в усвоении теоретических знаний).

Выгодский: обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика. Правильно организованное учение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.

Также укрепляются связи методики преподавания географии с логикой. Законы логики используются при построении системы понятий и умений в школьном курсе географии, при разработке системы средств обучения и т. д.

Просмотров: 1548 | Добавил: lonotally | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Бесплатный конструктор сайтовuCoz