1. /Факторы здоровья - эл курс.docПрограмма элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка»
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Знать: - теоретические сведения по вопросам, рассматриваемым в данном курсе (понятие физического, психического, социального здоровья; компоненты (факторы) здоровья; факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье; санитарно-гигиенические требования к организации рабочего места ученика; основные загрязнители водного и воздушного бассейна и их влияние на организм человека; понятие ЗОЖ и его элементов; принципы и правила рационального питания; правила организации рационального режима дня; методы познания природы);
- требования к личности специалиста – медика.
Уметь: - на основе научных методик проводить простейшие исследования, наблюдать (описывать) происходящие явления при проведении практических работ и делать выводы;
- обосновывать влияние факторов на состояние своего здоровья;
- регулировать своё поведение в зависимости от конкретных факторов для сохранения здоровья;
- применять приобретённые в ходе курсовой подготовки знания и умения в повседневной жизни;
- планировать работу, организовывать рабочее место, сознательно мобилизовывать внутренние ресурсы организма (внимание) для выполнения поставленной цели, т.е. самоорганизовывать себя;
- осуществлять рефлексивную оценку психических качеств личности и результатов своей деятельности;
- оценивать собственные способности с т. зр. профессиональной пригодности в сфере медицинской направленности.
Список литературы
Беловашина Н.М., Введенская Е.Г., Горбунова Г.С., Острякова Г.А. Природа в эстетическом воспитании молодёжи (В помощь учителям биологии и краеведам). – Ярославль, Верх.-Волж. кн. Изд-во, 1972.
Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1997.
Глас Дж. Жить до 180 лет: Пер. с англ./ Предисл. Г. Демирчогляна. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
Данилов С.В. Гигиенические опыты и самонаблюдения // Биология в школе. – 2004. - №2.
Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб.: Акцидент, 1998.
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И.М. Скурихина. 12-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ - ПРЕСС СКД, 2005.
Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - М.: Медицина, 1983.
Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Образ жизни. Здоровье (Сборник тестов и вопросов). – лаборатория «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» ИУУ г. Владимир, 2003.
Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 Показатели состояния здоровья учащихсяМОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района по возрастным группам за период с 2006 по 2009 годы.(по результатам ежегодных медицинских обследований учащихся)Характеристики
Количественные показатели
2006 – 2007
учебный год
2007 – 2008
учебный год
2008 – 2009
учебный год
1. Всего обучающихся
110 уч.
99 уч.
109 уч.
2. Процентное соотношение детей, имеющих заболевания органов дыхания, к общему количеству учащихся
19%
19%
20%
3. Процентное соотношение детей, имеющих заболевания органов пищеварения, к общему количеству учащихся
17%
34%
28%
4. Процентное соотношение детей, имеющих заболевания органов сердечно-сосудистой системы, к общему количеству учащихся
26%
6%
29%
5. Процентное соотношение детей, имеющих I группу здоровья, к общему количеству учащихся
5%
9%
8%
6. Процентное соотношение детей, имеющих II группу здоровья, к общему количеству учащихся
82%
59%
78%
7. Процентное соотношение детей, имеющих III группу здоровья, к общему количеству учащихся
12%
32%
14%
8. Процентное соотношение детей, имеющих основную физкультурную группу, к общему количеству учащихся
87%
63%
52%
9. Процентное соотношение детей, имеющих подготовительную физкультурную группу, к общему количеству учащихся
13%
33%
45%
10. Процентное соотношение детей, имеющих специальную физкультурную группу, к общему количеству учащихся
-
2%
1%
11. Процентное соотношение детей, освобождённых от занятий физической культурой, к общему количеству учащихся
-
2%
2%
Приложение №2Этапы создания экологического паспорта кабинета химии и биологии как предпосылка для возникновения элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка»1. Создание экологического паспорта кабинета химии и биологии как результат проектной деятельности учащихся 7 класса, членов кружка «Окно в природу». 2000 – 2001 учебный год.Всё началось с того, что низкая температура воздуха в кабинете химии и биологии привела к гибели 10-ти комнатных растений. «Какие существуют гигиенические нормы для комфортной работы в учебном помещении? Отвечают ли условия кабинета этим требованиям?» - вот эта проблема взволновала учеников 7 класса – членов кружка «Окно в природу», и они вместе с классным руководителем (одновременно учителем биологии) Прохоровой И.А. попытались найти ответ. Вот результаты ученического исследования.

2. Изменения и дополнения, внесённые учениками в экологический паспорт в последующие годы обучения.
3. Экологический паспорт кабинета химии и биологии МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района как результат проектной деятельности учащихся 9 класса – участников работы элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка». 2007 год.* Показатели санитарно-гигиенического состояния рабочего места.
Санитарно-гигиенические требования.
Фактические значения показателей.
Выводы. Рекомендации.
1) Вместимость учащихся для класса
1,7 м2/уч
(h = 3м.)
2,2 м2/уч(h = 3м.)
Соответствует.
2) Расстановка мебели
От боковых стен до парт 0,5-0,7м.
От боковых стен до парт 0,6м.
Соответствует.
От задней стены до парты 0,5-0,65м.
От задней стены до парты 0,6м.
Соответствует.
Между рядами
0,6-0,8м.
Между рядами
0,5м.Не соответствует. Сдвинуть боковые парты на 0,05м к стенам.
От доски до 1-ой парты
2-3м.
От доски до 1-ой парты 2,05м.
Соответствует.
3) Окраска интерьера.
Тёплые цвета: светло-розово-бежевый, зелено-ватый.
Окраска: розово-бежевый, кремовый, светло-зелёный.
Соответствует.
4) Уровень искусственной освещённости.
ИО = УЭ Sкаб =
= 43Вт/м2 44м2 =
= 1892Вт.
РИО = МЛ СТ =
= 150 Вт 13 =
=
1950 Вт Соответствует.
5) Уровень естественной освещённости.
Ксв = Sокн
: Sкаб =
1:4Ксв = 7,28
: 44 =
1:6 Не соответствует-низкий. Убрать што-ры, снять с подокон-ников цветы
(?расширить окна).
* Паспорт составлен учащимися 9-го класса Сабаевым Д., Растоскуевой О.
Заведующий кабинетом химии и биологии: Прохорова И. А.
Приложение №3 Карта самооценки склонностей, определения профессиональных интересов учащихся. Анкетирование «Круг моих интересов»
(модифицированная методика А.Е. Голомштока)
Вы хотите выявить круг своих интересов? Ответьте на вопросы данной анкеты и узнаете ответ на этот вопрос. Читая суждения, необходимо отмечать знаками «+» или «-» ваше отношения к обозначенным видам деятельности:
«+» - это вам нравится делать, это вы любите делать;
«-» - это вам не нравится делать, это вы не любите делать.
Знаки «+» или «-» записывайте в таблицу результатов рядом с номером вопроса.
Желаю успеха в познании себя!
Любите ли вы? Нравится ли вам?
Читать книги типа «Занимательная физика», «Энциклопедия физики» и т.д.
Читать книги типа «Занимательная математика», «Живая математика» и т.д.
Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области радиотехники.
Читать технические журналы «Юный техник», «Радио» и т.д.
Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Читать о жизни растений и животных.
Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
Читать книги об исторических личностях и событиях.
Читать произведения классиков мировой литературы.
Интересоваться развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого).
Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
Читать книги о войнах и сражениях.
Читать спортивные газеты и журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
Выяснять устройство электроприборов и радиоприборов.
Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
Изучать биологию и её разделы: ботанику, зоологию.
Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.
Читать литературно-критические статьи.
Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить своё поведение.
Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок своё помещение.
Знакомиться с военной техникой.
Ходить на матчи и спортивные состязания.
Проводить опыты по физике.
Решать математические задачи.
Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
Читать технические чертежи и схемы.
Готовить растворы, взвешивать реактивы (вещества).
Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями и животными.
Изучать причины возникновения разных болезней.
Собирать коллекцию минералов.
Изучать историю возникновения народов и государств.
Изучать иностранные языки.
Декламировать, петь, выступать на сцене.
Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
Шить, вязать, готовить пищу, ремонтировать бытовые приборы, мебель и т.п.
Принимать участие в военизированных походах.
Играть в спортивные игры.
Заниматься в физическом кружке.
Заниматься в математическом кружке.
Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
Собирать и ремонтировать различные механизмы.
Заниматься в химическом кружке (посещать факультативные занятия по химии).
Заниматься в биологическом кружке.
Знакомиться с работой медсестры, врача.
Составлять географические и геологические карты.
Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
Заниматься в драматическом кружке.
Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если он испытывает затруднения.
Оказывать людям различные услуги (починить одежду, помочь красиво уложить волосы, сделать фотографию и т.п.).
Участвовать в военных играх и походах.
Принимать участие в спортивных состязаниях.
Участвовать в физических олимпиадах.
Участвовать в математических конкурсах и олимпиадах.
Собирать и ремонтировать радиоприборы.
Делать модели самолётов, планеров, кораблей или какие-нибудь иные конструкции.
Участвовать в химических олимпиадах.
Участвовать в биологических олимпиадах.
Ухаживать за больными.
Помогать старшим или самим производить топографическую съёмку местности.
Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом или археологическом кружке.
Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.
Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
Выполнять работу отрядного вожатого.
Заботиться об экономии семейного бюджета.
Быть организатором (командиром) в играх и походах.
Заниматься в спортивной секции.
Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы по физике.
Организовывать математические конкурсы.
Заниматься в радиокружке.
Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.
Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас».
Проводить опытническую работу по биологии.
Заниматься в кружке «Юный санитар».
Участвовать в географических или геологических экспедициях.
Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать.
Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные праздники.
Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.
Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды для помощи младшим и пожилым людям.
Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать, печатать снимки.
Изучать военное дело.
Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
Обработка результатов.Каждая вертикальная колонка таблицы соответствует определённой области интересов:
1. физика;
2. математика;
3. электрорадиотехника;
4. техника;
5. химия;
6. биология и сельское хозяйство;
7. медицина;
8. география и геология;
9. история;
10.филология, журналистика;
11. искусство;
12. педагогика;
13. труд в сфере обслуживания;
14. военное дело;
15. спорт.
Таблица записи результатов выявления круга собственных интересов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
Степень устойчивости своих интересов вы можете определить по количеству знаков «+» в вертикальных столбиках таблицы.
Если в вертикальном столбике число знаков «+»:
1 – 2 - у вас есть желание ознакомиться с этой областью знаний, деятельности;
3 – 4 - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию данного предмета
интересов;
5 – 6 - вы уже приступили к активным практическим занятиям в данной области,
интересы переросли в склонности.
Вы довольны своими результатами?Приложение №4 Профессиограммы по некоторым профессиям, связанным с медицинским обслуживанием.(В мире профессий. Сборник профессиограмм. – Красноярск. с.18-21.
) Содержание труда: в родильных домах, родильных отделениях больниц, женских консультациях, фельдшерско-акушерских пунктах оказывает лечебно-профилактическую, акушерско-гинекологическую помощь, оказывает медицинскую помощь при родах и в послеродовом периоде.
Должен знать: анатомию и физиологию человека, специфические особенности женского организма, методы гинекологического обследования и диагностику гинекологических заболеваний, особенности течения и ведения родов, методику и технику ухода за новорожденными детьми.
Профессионально важные качества:
собранность;
расторопность;
умение сопереживать;
аккуратность.
Квалификационные требования: среднее медицинское образование.
Учебные заведения: Красноярское городское медицинское училище при городской клинической больнице № 20.Медицинские противопоказания:
кожные заболевания;
высокая эмоциональная неустойчивость;
инфекционные заболевания;
плохие зрение и слух;
выраженные нервные заболевания.
Содержание труда: изучает этиологию, патогенез, клинические проявления детских болезней, их лечение, профилактику, проводит противоэпидемические мероприятия в случаях детских инфекционных заболеваний.
Должен знать: общетеоретические дисциплины, анатомию и физиологию детского организма и его возрастные особенности, тактику лечения больных детей.
Профессионально важные качества:
умение сопереживать, сострадать;
аккуратность;
хорошая память;
наблюдательность;
аналитический ум;
способность быстро принимать решения;
коммуникативные способности.
Квалификационные требования: педиатрический факультет медицинского института, академии.
Учебные заведения: Красноярская государственная медицинская академия
Медицинские противопоказания:
значительные дефекты зрения и слуха;
психические и нервные заболевания;
инфекционные заболевания.
Приложение№5Использование принципа дифференциации при организацииучебно-познавательной деятельности учащихся.1. Учёт скорости чтения и коэффициента понимания текста при отборе материала для школьников с низкими показателями.
Рекомендуется заменять анкету «Круг моих интересов» (модифицированная методика А.Е. Голомштока), включающую 90 вопросов, на опросник по изучению профессиональной направленности учащихся (Сборник материалов: Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: от теории к практике. Методические рекомендации/ Под ред. Г.К. Чикуновой.- Владимир: ВИПКРО, 2005, с.32-34), содержащий 30 вопросов, или на дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) «Я предпочту» (20 пар вопросов).
Рекомендуется сокращать текстовую часть инструкции домашнего самонаблюдения №3 «Самооценка текущего состояния здоровья».
Учёт уровня сформированности общеучебных умений и навыков, учебных достижений и познавательных интересов учащихся.
Рекомендуется оформление результатов исследований (самонаблюдений) в готовые бланки (таблицы, отчёты наблюдений, дневник исследований) или предлагается учащимся продемонстрировать собственное творчество и умения в оформлении отчётов (креативный подход).
Рекомендуется учащимся выполнить в домашних условиях практическую работу «Составление суточного рациона» (для учащихся, владеющих вычислительными навыками, проявляющих интерес к данному виду деятельности, т.е. выполнение работы по желанию ученика).
Рекомендуется дополнять практическую работу №8 «Гигиенический анализ воды» исследованием по определению ионов железа Fe3+ в воде (для учащихся с высоким и выше среднего уровнем обученности).
Рекомендуется объединять учащихся в группы (пары) для выполнения конкретных заданий общего проекта «Дом, где я живу и учусь: какой он есть, каким он должен быть» с учётом особенностей школьников:
Умения, необходимые учащимся для выполнения коллективного проекта
«Дом, где я живу и учусь: какой он есть, каким он должен быть».
№ группы
Тема работы группы
в общем проекте
№ практич. работы
Особенности учащихся группы
1
Санитарно – гигиеническая и эсте-тическая оценка школьного помещения.
Составление экологического паспорта учебного кабинета.
№7
Владеют вычислительными математическими навыками.
2
Гигиенический анализ воды.
№8
Владеют навыками химического исследования
3
Определение запылённости воздуха.
№9
Имеют острое зрение (для подсчёта числа пылинок), владеют навыками биологического исследования.
4
Состояние воздушных, водных, ресурсов Собинского района (изучение материалов ежегодного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области…»).
№10
Владеют интеллектуальными и ин-формационными умениями. Умеют быстро находить нужную инфор-мацию, выделяя главное и вычленяя причинно-следственные связи
Приложение№6«Анализ чистоты воздуха в школьном помещении при помощи бактерий» как результат проектной исследовательской деятельности учащихся, участников работы элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка». 2008 год. Составлен учащимися Рождественской СОШ
Марковым А., Бордановой Т., Бухваловой К. Учитель биологии и химии: Прохорова И. А.
1. Возникновение проблемы. При подготовке к урокам биологии нам пришлось знакомиться с материалами ежегодного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2004, 2006 годах». Картина состояния атмосферного воздуха нас не очень-то и обрадовала. Не смотря на то, что суммарный выброс автотранспортом таких загрязняющих веществ, как сажа, углеводороды, оксиды серы практически не изменился за последние 5 лет, содержание оксидов углерода и азота резко возросло. Отрадно, что более, чем в 2 раза уменьшились выбросы загрязняющих веществ в г. Собинка за период с 2000 по 2006 годы.
Но ведь в воздухе кроме веществ есть и живые организмы. И среди них, конечно же, болезнетворные бактерии. А сколько их? Вообще, кто-то учитывал их содержание в воздухе? Так, может быть, мы попробуем каким-нибудь способом подсчитать количество этих самых бактерий? Для начала, подсчитаем их в нашем родном школьном воздухе.