. Программа элективного курса «Факторы здоровья ч�
Мой сайт
Понедельник, 14.07.2025, 23:19
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Июль » 25 » Программа элективного курса «Факторы здоровья ч�
07:12
 

Программа элективного курса «Факторы здоровья ч�

1. /Факторы здоровья - эл курс.docПрограмма элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка»

 Основные требования к уровню подготовки учащихся


Знать:

- теоретические сведения по вопросам, рассматриваемым в данном курсе (понятие физического, психического, социального здоровья; компоненты (факторы) здоровья; факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье; санитарно-гигиенические требования к организации рабочего места ученика; основные загрязнители водного и воздушного бассейна и их влияние на организм человека; понятие ЗОЖ и его элементов; принципы и правила рационального питания; правила организации рационального режима дня; методы познания природы);

- требования к личности специалиста – медика.

Уметь:

- на основе научных методик проводить простейшие исследования, наблюдать (описывать) происходящие явления при проведении практических работ и делать выводы;

- обосновывать влияние факторов на состояние своего здоровья;

- регулировать своё поведение в зависимости от конкретных факторов для сохранения здоровья;

- применять приобретённые в ходе курсовой подготовки знания и умения в повседневной жизни;

- планировать работу, организовывать рабочее место, сознательно мобилизовывать внутренние ресурсы организма (внимание) для выполнения поставленной цели, т.е. самоорганизовывать себя;

  - осуществлять рефлексивную оценку психических качеств личности и результатов своей деятельности;

- оценивать собственные способности с т. зр. профессиональной пригодности в сфере медицинской направленности.


Список литературы




  1. Беловашина Н.М., Введенская Е.Г., Горбунова Г.С., Острякова Г.А. Природа в эстетическом воспитании молодёжи (В помощь учителям биологии и краеведам). – Ярославль, Верх.-Волж. кн. Изд-во, 1972.

  2. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1997.

  3. Глас Дж. Жить до 180 лет: Пер. с англ./ Предисл. Г. Демирчогляна. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  4. Данилов С.В. Гигиенические опыты и самонаблюдения // Биология в школе. – 2004. - №2.

  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб.: Акцидент, 1998.

  6. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

  7. Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И.М. Скурихина. 12-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ - ПРЕСС СКД, 2005.

  8. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - М.: Медицина, 1983.

  9. Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

  10. Образ жизни. Здоровье (Сборник тестов и вопросов). – лаборатория «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» ИУУ г. Владимир, 2003.

  11. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность.

  12. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991.



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1

Показатели состояния здоровья учащихся

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района

по возрастным группам за период с 2006 по 2009 годы.

(по результатам ежегодных медицинских обследований учащихся)



Характеристики

Количественные показатели

2006 – 2007

учебный год

2007 – 2008

учебный год

2008 – 2009

учебный год

1. Всего обучающихся

110 уч.

99 уч.

109 уч.

2. Процентное соотношение детей, имеющих заболевания органов дыхания, к общему количеству учащихся

19%

19%

20%

3. Процентное соотношение детей, имеющих заболевания органов пищеварения, к общему количеству учащихся

17%

34%

28%

4. Процентное соотношение детей, имеющих заболевания органов сердечно-сосудистой системы, к общему количеству учащихся

26%

6%

29%

5. Процентное соотношение детей, имеющих I группу здоровья, к общему количеству учащихся

5%

9%

8%

6. Процентное соотношение детей, имеющих II группу здоровья, к общему количеству учащихся

82%

59%

78%

7. Процентное соотношение детей, имеющих III группу здоровья, к общему количеству учащихся

12%

32%

14%

8. Процентное соотношение детей, имеющих основную физкультурную группу, к общему количеству учащихся

87%

63%

52%

9. Процентное соотношение детей, имеющих подготовительную физкультурную группу, к общему количеству учащихся

13%

33%

45%

10. Процентное соотношение детей, имеющих специальную физкультурную группу, к общему количеству учащихся

-

2%

1%

11. Процентное соотношение детей, освобождённых от занятий физической культурой, к общему количеству учащихся

-

2%

2%



Приложение №2

Этапы создания экологического паспорта кабинета химии и биологии

как предпосылка для возникновения элективного курса

«Факторы здоровья человека и их оценка»


1. Создание экологического паспорта кабинета химии и биологии как результат проектной деятельности учащихся 7 класса, членов кружка «Окно в природу». 2000 – 2001 учебный год.

Всё началось с того, что низкая температура воздуха в кабинете химии и биологии привела к гибели 10-ти комнатных растений. «Какие существуют гигиенические нормы для комфортной работы в учебном помещении? Отвечают ли условия кабинета этим требованиям?» - вот эта проблема взволновала учеников 7 класса – членов кружка «Окно в природу», и они вместе с классным руководителем (одновременно учителем биологии) Прохоровой И.А. попытались найти ответ. Вот результаты ученического исследования.










2. Изменения и дополнения, внесённые учениками в экологический паспорт в последующие годы обучения.





3. Экологический паспорт кабинета химии и биологии МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района как результат проектной деятельности учащихся 9 класса – участников работы элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка». 2007 год.*

Показатели санитарно-гигиенического состояния рабочего места.

Санитарно-гигиенические требования.

Фактические значения показателей.

Выводы. Рекомендации.

1) Вместимость учащихся для класса

1,7 м2/уч

(h = 3м.)

2,2 м2/уч

(h = 3м.)

Соответствует.

2) Расстановка мебели

От боковых стен до парт 0,5-0,7м.

От боковых стен до парт 0,6м.

Соответствует.

От задней стены до парты 0,5-0,65м.

От задней стены до парты 0,6м.

Соответствует.

Между рядами

0,6-0,8м.

Между рядами

0,5м.

Не соответствует. Сдвинуть боковые парты на 0,05м к стенам.

От доски до 1-ой парты

2-3м.

От доски до 1-ой парты 2,05м.

Соответствует.

3) Окраска интерьера.

Тёплые цвета: светло-розово-бежевый, зелено-ватый.

Окраска: розово-бежевый, кремовый, светло-зелёный.

Соответствует.

4) Уровень искусственной освещённости.

ИО = УЭ Sкаб =

= 43Вт/м2 44м2 =

= 1892Вт.

РИО = МЛ СТ =

= 150 Вт 13 =

= 1950 Вт

Соответствует.

5) Уровень естественной освещённости.

Ксв = Sокн : Sкаб = 1:4

Ксв = 7,28 : 44 = 1:6

Не соответствует-низкий. Убрать што-ры, снять с подокон-ников цветы

(?расширить окна).


* Паспорт составлен учащимися 9-го класса Сабаевым Д., Растоскуевой О.

Заведующий кабинетом химии и биологии: Прохорова И. А.

Приложение №3

Карта самооценки склонностей,

определения профессиональных интересов учащихся.

Анкетирование «Круг моих интересов»

(модифицированная методика А.Е. Голомштока)

Вы хотите выявить круг своих интересов? Ответьте на вопросы данной анкеты и узнаете ответ на этот вопрос. Читая суждения, необходимо отмечать знаками «+» или «-» ваше отношения к обозначенным видам деятельности:

«+» - это вам нравится делать, это вы любите делать;

«-» - это вам не нравится делать, это вы не любите делать.

Знаки «+» или «-» записывайте в таблицу результатов рядом с номером вопроса.

Желаю успеха в познании себя!


Любите ли вы? Нравится ли вам?

  1. Читать книги типа «Занимательная физика», «Энциклопедия физики» и т.д.

  2. Читать книги типа «Занимательная математика», «Живая математика» и т.д.

  3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области радиотехники.

  4. Читать технические журналы «Юный техник», «Радио» и т.д.

  5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

  6. Читать о жизни растений и животных.

  7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.

  8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

  9. Читать книги об исторических личностях и событиях.

  10. Читать произведения классиков мировой литературы.

  11. Интересоваться развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.

  12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого).

  13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.

  14. Читать книги о войнах и сражениях.

  15. Читать спортивные газеты и журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

  16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

  17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

  18. Выяснять устройство электроприборов и радиоприборов.

  19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

  20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

  21. Изучать биологию и её разделы: ботанику, зоологию.

  22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.

  23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

  24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

  25. Читать литературно-критические статьи.

  26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.

  27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить своё поведение.

  28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок своё помещение.

  29. Знакомиться с военной техникой.

  30. Ходить на матчи и спортивные состязания.

  31. Проводить опыты по физике.

  32. Решать математические задачи.

  33. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.

  34. Читать технические чертежи и схемы.

  35. Готовить растворы, взвешивать реактивы (вещества).

  36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями и животными.

  37. Изучать причины возникновения разных болезней.

  38. Собирать коллекцию минералов.

  39. Изучать историю возникновения народов и государств.

  40. Изучать иностранные языки.

  41. Декламировать, петь, выступать на сцене.

  42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.

  43. Шить, вязать, готовить пищу, ремонтировать бытовые приборы, мебель и т.п.

  44. Принимать участие в военизированных походах.

  45. Играть в спортивные игры.

  46. Заниматься в физическом кружке.

  47. Заниматься в математическом кружке.

  48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.

  49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.

  50. Заниматься в химическом кружке (посещать факультативные занятия по химии).

  51. Заниматься в биологическом кружке.

  52. Знакомиться с работой медсестры, врача.

  53. Составлять географические и геологические карты.

  54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

  55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

  56. Заниматься в драматическом кружке.

  57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если он испытывает затруднения.

  58. Оказывать людям различные услуги (починить одежду, помочь красиво уложить волосы, сделать фотографию и т.п.).

  59. Участвовать в военных играх и походах.

  60. Принимать участие в спортивных состязаниях.

  61. Участвовать в физических олимпиадах.

  62. Участвовать в математических конкурсах и олимпиадах.

  63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.

  64. Делать модели самолётов, планеров, кораблей или какие-нибудь иные конструкции.

  65. Участвовать в химических олимпиадах.

  66. Участвовать в биологических олимпиадах.

  67. Ухаживать за больными.

  68. Помогать старшим или самим производить топографическую съёмку местности.

  69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом или археологическом кружке.

  70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.

  71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

  72. Выполнять работу отрядного вожатого.

  73. Заботиться об экономии семейного бюджета.

  74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.

  75. Заниматься в спортивной секции.

  76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы по физике.

  77. Организовывать математические конкурсы.

  78. Заниматься в радиокружке.

  79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.

  80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас».

  81. Проводить опытническую работу по биологии.

  82. Заниматься в кружке «Юный санитар».

  83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.

  84. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать.

  85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные праздники.

  86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.

  87. Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды для помощи младшим и пожилым людям.

  88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать, печатать снимки.

  89. Изучать военное дело.

  90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.



Обработка результатов.


Каждая вертикальная колонка таблицы соответствует определённой области интересов:

1. физика; 2. математика; 3. электрорадиотехника; 4. техника;

5. химия; 6. биология и сельское хозяйство; 7. медицина; 8. география и геология;

9. история; 10.филология, журналистика; 11. искусство; 12. педагогика;

13. труд в сфере обслуживания; 14. военное дело; 15. спорт.


Таблица записи результатов выявления круга собственных интересов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90



Степень устойчивости своих интересов вы можете определить по количеству знаков «+» в вертикальных столбиках таблицы.

Если в вертикальном столбике число знаков «+»:

1 – 2 - у вас есть желание ознакомиться с этой областью знаний, деятельности;

3 – 4 - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию данного предмета

интересов;

5 – 6 - вы уже приступили к активным практическим занятиям в данной области,

интересы переросли в склонности.


Вы довольны своими результатами?


Приложение №4


Профессиограммы

по некоторым профессиям, связанным с медицинским обслуживанием.

(В мире профессий. Сборник профессиограмм. – Красноярск. с.18-21.)





Содержание труда: в родильных домах, родильных отделениях больниц, женских консультациях, фельдшерско-акушерских пунктах оказывает лечебно-профилактическую, акушерско-гинекологическую помощь, оказывает медицинскую помощь при родах и в послеродовом периоде.

Должен знать: анатомию и физиологию человека, специфические особенности женского организма, методы гинекологического обследования и диагностику гинекологических заболеваний, особенности течения и ведения родов, методику и технику ухода за новорожденными детьми.


Профессионально важные качества:

  • собранность;

  • расторопность;

  • умение сопереживать;

  • аккуратность.

Квалификационные требования: среднее медицинское образование.

Учебные заведения: Красноярское городское медицинское училище при городской клинической больнице № 20.

Медицинские противопоказания:

  • кожные заболевания;

  • высокая эмоциональная неустойчивость;

  • инфекционные заболевания;

  • плохие зрение и слух;

  • выраженные нервные заболевания.


Содержание труда: изучает этиологию, патогенез, клинические проявления детских болезней, их лечение, профилактику, проводит противоэпидемические мероприятия в случаях детских инфекционных заболеваний.


Должен знать: общетеоретические дисциплины, анатомию и физиологию детского организма и его возрастные особенности, тактику лечения больных детей.


Профессионально важные качества:

  • умение сопереживать, сострадать;

  • аккуратность;

  • хорошая память;

  • наблюдательность;

  • аналитический ум;

  • способность быстро принимать решения;

  • коммуникативные способности.



Квалификационные требования: педиатрический факультет медицинского института, академии.


Учебные заведения: Красноярская государственная медицинская академия


Медицинские противопоказания:

  • значительные дефекты зрения и слуха;

  • психические и нервные заболевания;

  • инфекционные заболевания.



Приложение№5


Использование принципа дифференциации при организации

учебно-познавательной деятельности учащихся.


1. Учёт скорости чтения и коэффициента понимания текста при отборе материала для школьников с низкими показателями.

  • Рекомендуется заменять анкету «Круг моих интересов» (модифицированная методика А.Е. Голомштока), включающую 90 вопросов, на опросник по изучению профессиональной направленности учащихся (Сборник материалов: Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: от теории к практике. Методические рекомендации/ Под ред. Г.К. Чикуновой.- Владимир: ВИПКРО, 2005, с.32-34), содержащий 30 вопросов, или на дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) «Я предпочту» (20 пар вопросов).

  • Рекомендуется сокращать текстовую часть инструкции домашнего самонаблюдения №3 «Самооценка текущего состояния здоровья».




  1. Учёт уровня сформированности общеучебных умений и навыков, учебных достижений и познавательных интересов учащихся.

  • Рекомендуется оформление результатов исследований (самонаблюдений) в готовые бланки (таблицы, отчёты наблюдений, дневник исследований) или предлагается учащимся продемонстрировать собственное творчество и умения в оформлении отчётов (креативный подход).

  • Рекомендуется учащимся выполнить в домашних условиях практическую работу «Составление суточного рациона» (для учащихся, владеющих вычислительными навыками, проявляющих интерес к данному виду деятельности, т.е. выполнение работы по желанию ученика).

    • Рекомендуется дополнять практическую работу №8 «Гигиенический анализ воды» исследованием по определению ионов железа Fe3+ в воде (для учащихся с высоким и выше среднего уровнем обученности).

    • Рекомендуется объединять учащихся в группы (пары) для выполнения конкретных заданий общего проекта «Дом, где я живу и учусь: какой он есть, каким он должен быть» с учётом особенностей школьников:


    Умения, необходимые учащимся для выполнения коллективного проекта

    «Дом, где я живу и учусь: какой он есть, каким он должен быть».


    № группы

    Тема работы группы

    в общем проекте

    № практич. работы

    Особенности учащихся группы

    1

    Санитарно – гигиеническая и эсте-тическая оценка школьного помещения.

    Составление экологического паспорта учебного кабинета.


    №7

    Владеют вычислительными математическими навыками.


    2

    Гигиенический анализ воды.

    №8

    Владеют навыками химического исследования


    3

    Определение запылённости воздуха.

    №9

    Имеют острое зрение (для подсчёта числа пылинок), владеют навыками биологического исследования.


    4

    Состояние воздушных, водных, ресурсов Собинского района (изучение материалов ежегодного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области…»).

    №10

    Владеют интеллектуальными и ин-формационными умениями. Умеют быстро находить нужную инфор-мацию, выделяя главное и вычленяя причинно-следственные связи



    Приложение№6


    «Анализ чистоты воздуха в школьном помещении при помощи бактерий»

    как результат проектной исследовательской деятельности учащихся, участников работы элективного курса «Факторы здоровья человека и их оценка». 2008 год.

    Составлен учащимися Рождественской СОШ

    Марковым А., Бордановой Т., Бухваловой К. Учитель биологии и химии: Прохорова И. А.


    1. Возникновение проблемы.

    При подготовке к урокам биологии нам пришлось знакомиться с материалами ежегодного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2004, 2006 годах». Картина состояния атмосферного воздуха нас не очень-то и обрадовала. Не смотря на то, что суммарный выброс автотранспортом таких загрязняющих веществ, как сажа, углеводороды, оксиды серы практически не изменился за последние 5 лет, содержание оксидов углерода и азота резко возросло. Отрадно, что более, чем в 2 раза уменьшились выбросы загрязняющих веществ в г. Собинка за период с 2000 по 2006 годы.

    Но ведь в воздухе кроме веществ есть и живые организмы. И среди них, конечно же, болезнетворные бактерии. А сколько их? Вообще, кто-то учитывал их содержание в воздухе? Так, может быть, мы попробуем каким-нибудь способом подсчитать количество этих самых бактерий? Для начала, подсчитаем их в нашем родном школьном воздухе.


Просмотров: 232 | Добавил: lonotally | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Бесплатный конструктор сайтовuCoz