Sailor Galaxy
Заглянул в центральный универмаг и был поражен. КП103 теперь стоит всего 50 коп. Сразу же купил. КП303 тоже подешевели – 90 коп. Собрал наконец-то сенсорное устройство. Работает отлично. Я правда исключил из него КС133 – такого стабилитрона у меня нет. Но зато схема нормально работает от 9 V, а не от 20. В дежурном режиме потребляет всего 700 мкА. Жаль, что у меня нет второго реле, чтобы сделать нормальный выключатель. Так что вряд ли получится применить устройство для чего-нибудь по-настоящему полезного. С Гошей я познакомился этой весной. Он тоже занимается ламповыми схемами – сейчас такие радиолюбители уже редкость. Как-то он мне говорит: - Где бы достать трансформатор, чтоб и 6 V было и анодное напряжение. - Чего там «доставать»? – удивился я. – В магазинах полно силовых трансформаторов от ламповых радиол. У них много обмоток и есть все необходимые напряжения. Через пару дней мы с ним сходили в универмаг «Крым». В отделе радиотоваров я попросил у продавщицы посмотреть паспорта силовых трансформаторов. Их тут же на витрине было с полдесятка разных. Показал паспорта Гоше, и он увидел, что у этих трансформаторов есть все: и накал, и анод. Через несколько дней подходит он ко мне: - Купил я трансформатор. Включил в сеть, а он гудит и греется. Тут я вспомнил, как папа наш трансформатор включал в сеть. У них почему-то часто бывают двухсекционные обмотки. К счастью Гоша догадался принести паспорт. Показал я ему на схеме, что надо соединить и как подключить. Предупредил, что если не получится, то надо у одной из половинок обмотки поменять местами начало и конец. На следующий день он сказал мне, что у него все работает нормально. В те времена ко всем приемникам, телевизорам, калькуляторам и прочей радиотехнике (напоминаю: вся она в продаже была отечественная. По крайней мере, в нашем городе.) обязательно прилагались полные принципиальные схемы, а чаще всего еще и монтажные. Иногда даже были полные намоточные данные на катушки индуктивности и трансформаторы. Опять же детали отечественные, в справочниках все данные есть. Сейчас для меня непостижимо, как нынешним ремонтникам удается что-то сделать с собранной со всего мира техникой без должной документации. Пытался было продолжать свою практику, но так ни разу и не увидел в книжных магазинах книги по той технике, что была у нас дома. Да и если есть что-то – сегодняшние инструкции и книги – это по тем временам нечто невообразимое. Никаких конкретных параметров аппаратуры, зато, если кнопка включения оснащена подсветкой, об этом напишут в 2-3 местах, чтобы вы прочувствовали, как следует, это «фантастическое достижение». А книги по компьютерным программам? Одна четверть их объема – это «поздравляем Вас с приобретением … . Это один из самых мощных и популярных в мире инструментов для…» . Вторая четверть – всякие юридические отговорки, чтобы ни за что не отвечать по гарантии. Третья четверть их содержания – это примитивные, никому не нужные вещи, вроде того, как переназначить кнопки мыши или что если прибор не включается, то нужно проверить, вставлена ли вилка в розетку. И только последняя четверть – более-менее по делу. В одну из суббот ездили с папой в город на телефонную станцию узнать, что надо, чтобы провести телефон. По пути опять повезло – купил еще один свежий номер ТМ. Кажется, дело пошло. На телефонной станции был перерыв на обед, и мы посидели на скамейке в парке. Пока прошло время, я успел просмотреть журнал. В рубрике «Время искать и удивляться» снова рассказывают о новом цветном миниатюрном телевизоре. Этот уже получше прошлого – и экран побольше, и сделано все в одном небольшом аккуратном корпусе, как у приемника. Неплохая статья в «Клубе ТМ» - старинный царский указ, которым вводилась 5-балльная система оценок и расписано, какая оценка за какие знания. Немного о телевизионных новостях по Союзу. В Москве начался матч за звание чемпиона мира по шахматам между Карповым и Каспаровым. И пока Карпов разделывает соперника вовсю. О ходе матча сообщают каждый день. Недавно в правде опубликовали хорошую фотографию. У Карпова там такой взгляд, чуть насмешливый что ли.
 (не уверен, что разыскал именно тот снимок) В Крыму состоялся второй слет самодельных летательных аппаратов СЛА-84. Жаль, что Антонов не увидит – месяц назад было сообщение, что он умер. У меня есть его книга «Десять раз сначала». Среди авиаконструкторов это был самый большой энтузиаст технического творчества. До войны у нас ежегодно проводились слеты планеристов-самодельщиков. Он в них участвовал и много боролся за их возобновление. Хорошо хоть, что до СЛА-83 дожил.
 Наконец-то посвятили этому делу одну передачу «Это вы можете». Первую премию получил планер Альмурзина. Он интересно выглядит – обшивка из прозрачной пленки, а под ней – нервюры из серебристого стеклопластика. И вот на обсуждении… Нурбей Гулиа, один из членов жюри, объект многочисленных шуток по поводу его пристрастия к маховикам: - Я не понимаю, для чего такая конструкция? - Как «для чего?» - для невероятной легкости! - Ну неужели какой-нибудь завод будет вот так выклеивать каждую нервюру? Вот Вы побывайте у нас на ЗИЛе. Там все только штампуют и штампуют. - Так потому ЗИЛы и не летают. В магазине «Военная книга» уже давно продают книгу «Когда на борту пожар». Я сначала думал, что это специальное издание, но потом посмотрел ее. Оказалось, что там просто описываются разные случаи пожаров на кораблях. Самый потрясающий случай, конечно, с Шамардиным. Вот это «несун», не чета нынешним! Хотел спереть 3 пуда пороха, но в результате его махинаций сгорело 2 боевых корабля. (Знал бы я тогда сегодняшние масштабы!) Весь сентябрь был теплым и солнечным, но в последнее время небо бывает не совсем чистым, да и попрохладнее стало. Занялся стабилизатором к блоку питания. Только как его собрать. Вот в одной из схем из ЮТ просто подключены к выпрямителю 2 стабилитрона. Подключены так, как написано у меня в «Справочнике радиолюбителя» - минус стабилитрона к плюсу питания. У меня есть один Д813 с той платки, откуда и мой КТ315. Подключил его также в обратной полярности, но он почему-то сильно нагрелся. Может, здесь надо какую-нибудь схему посложнее. Вот в ЮТ за 81 год есть. Собрал, подключил, но получилось что-то невразумительное. Не могу понять, стабилизирует он что-то или нет. Ладно, испытать, что ли, пока его электронную защиту от коротких замыканий… Какая досада – сгорели 2 транзистора! Бывало, пацаны мне рассказывали, взрывали электролитические конденсаторы, втыкая их в розетку. Но я всегда гордился тем, что не сжег еще ни одной детали. И вдруг такое. Обидно! Космонавты Кизим, Соловьев и Атьков благополучно вернулись на Землю. Новый рекорд продолжительности полета – 237 суток. Ну уж следующий точно будет на год. Или через 1 полет? Прибавляют они осторожно, понемногу. Снова удалось купить на главпочтамте новый ТМ. На витрину она этот журнал не выкладывает, надо спрашивать. Наладили его продажу все-таки, продержаться бы так до конца года. В номере статья о нашем скоростном 200 км/ч электропоезде ЭР-200. И на обложке он нарисован. Забыл рассказать об интереснейшем событии в «делах самодельных». Через наш город прошел пробег самодельных автомобилей. Папа, первым узнавший об этом, сказал, что участники пробега остановились в гостинице «Украина». Мы сразу же туда – никого и ничего. Но потом, болтаясь по городу, увидели все-таки парочку автомобилей на автостоянке у центрального рынка. В этом учебном году у нас не обычные уроки труда, а профориентация. В один день 4 урока подряд. В подвале школы есть кабинет автодела, вот мы этим и занимаемся. Изучаем ГАЗ-24, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Эти уроки, которые ведет В.А. – нечто уникальное. Попробую описать, как это происходит… Наш класс выстраивается в центре подвала. Подходит В.А. «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» - хором говорим мы, но сегодня получается как-то нескладно и вяло. - Что вы, как корова: шлеп… шлеп, - говорит В.А. Мы заходим в класс. Столы в нем маленькие, одноместные, сваренные из стальных уголков. На таком чувствуешь себя голо и неуютно. Сзади них ряд слесарных верстаков. Их на уроке никто не занимает. За ними стоят разрезанные узлы автомобилей. Между левым рядом и окнами – тоже, только там не такие крупные. В.А. вызывает Стаса. Тот поначалу что-то небезуспешно отвечает по поршню. - Как устроены верхние поршневые кольца? - Они состоят из 2 колец и изогнутой пластинки между ними. (Стас путает верхние и маслосъемные кольца) - Это в китайском двигателе. - Ну Вы же сами говорили… - Не доказывай мне, что Земля имеет форму чемодана. Садись, 3. - В.А.! Ну я же знаю! Спросите меня еще что-нибудь. - Знаем мы таких «знатоков». Если автомобиль не заводится, они советуют: «А ты накачай его насосом через выхлопную трубу». Из чего состоит прерыватель распределитель? - Прерыватель распределитель состоит из крышки, центрального и боковых контактов… - Из чего изготовлена крышка распределителя? - Из этого… ну, как его… - Из дуралита? Стас, едва не рассмеявшись. – Нет. - Из кретинита? - Нет. – не выдерживает, смеется. – В.А.! Когда отвечал Женя Б., учитель как-то процитировал одно стихотворение и уверял, что это у Михалкова есть такое: Ты - Евгений, я - Евгений. Ты – не гений, я – не гений. Ты – г…, и я – г… Я недавно, ты – давно. Один из пацанов не выдерживает, срывается с места и пулей летит в туалет. Он перевелся к нам недавно, и у него еще нет тренировки. - Так, а теперь – новая тема: «Система охлаждения». В нее входят: рубашка охлаждения, насос, радиатор, термостат (так вот что он то и дело пожимает пальцами!)… Радиатор состоит из верхнего и нижнего презервуаров (смешки и оживление в классе). В.А. поспешно исправляется: … резервативов… Но, шутки – шутками, а технику эту он знает отлично и объясняет нормально. Кто хочет знать, тот может у него все нормально выучить. Как-то проходили карбюратор, так он сразу сказал: «Прибор сложный». Подозвал нас всех поближе к плакату на доске и толково все объяснил. Писали на русской литературе сочинение про субботник. Сосед спереди оборачивается ко мне и спрашивает: - Как мне написать: «На субботник выходят все – от пионеров до …»? - … пенсионеров, - неожиданно срифмовал я. Тот рассмеялся. - Нет, ну, а, в самом деле, как? - А что, я серьезно.
|
|